За ближайшие 4 года рынок мини-лэптопов (нетбуков) вырастет в 10 раз. При этом наибольшая часть продаж будет приходиться на массовых потребителей. В связи с этим вендоры начнут совершенствование моделей, сделают их более привлекательными и простыми в использовании.
В период с 2008 по 2012 гг. мировые продажи нетбуков увеличатся в 10 раз, сообщает DigiTimes со ссылкой на исследование Gartner. В текущем году в мире будет продано 5,2 млн мини-ноутбуков, в 2009 г. — 8 млн, а в 2012 г. продажи небольших лэптопов достигнут значения в 50 млн единиц. Речь идет о мобильных компьютерах с диагональю экрана от 5 до 10 дюймов, которые работают под управлением полноценной операционной системы Windows XP или Linux. Аналитики Gartner избегают термина «нетбук», однако, в данном отчете речь идет именно о таких компьютерах. Напомним, что этот термин был введен корпорацией Intel в начале 2008 г. и обозначает небольшой ноутбук, предназначенный в основном для выхода в интернет.
«Увеличение спроса будет вызвано несколькими факторами, — рассказывает старший аналитик Gartner Аннет Джамп (Annette Jump). — Во-первых, эти компьютеры привлекательны тем, что обладают небольшими габаритами, во-вторых, небольшим весом, и, в-третьих, невысокой ценой. Наконец, они отличаются простотой использования. Кроме того, они обладают хотя и базовой, но вполне достаточной функциональностью». Такие компьютеры позволяют заниматься веб-серфингом, работать с электронной почтой, общаться в сетях мгновенных сообщений, быть на связи с друзьями и близкими, но также и хранить и обмениваться фотографиями и так далее — сфера применения весьма широка, отмечает эксперт.
Изначально подобные лэптопы (всеми известные проекты OLPC XO и Classmate PC) были рассчитаны на образовательный сегмент, однако в последние полтора года их покупателями стали и массовые пользователи. По данным аналитиков, в конечном счете, наибольшая часть таких компьютеров будет покупаться простыми людьми — на них придется около 70% всех продаж. При этом покупать мини-ноутбуки будут как те, у кого еще нет компьютеров, так и те, у кого уже есть один или даже несколько ПК. Ожидается, что вендоры будут тратить больше времени на разработку привлекательного дизайна и несложного в освоении интерфейса.
Несмотря на опасения участников рынка, аналитики Gartner не думают, что высокий спрос на мини-лэптопы окажет негативное воздействие на продажи стандартных ноутбуков, так как между этими двумя категориями компьютеров существует значительный разрыв в функциональности и производительности — такой видится ситуация в 2008–2009 гг. В 2010 г., по мнению аналитиков, мини-ноутбуки начнут каннибализировать (съедать) рынок дешевых мобильных ПК. Если к 2011 г. нетбуки будут обладать достаточной производительностью, то они смогут вторгнуться и в корпоративный сегмент.
Аналитики Gartner рекомендуют производителям компьютеров не упускать рынок нетбуков, однако делать на него основную ставку пока не стоит. Вендоры должны более тщательно относиться к позиционированию своих продуктов и каналам сбыта, в особенности, в течение следующих 12–14 месяцев.
|